СЕО для тебя: почему малому и крупному бизнесу стоит общаться больше

Posted on

Как безумная на первый взгляд идея о найме СЕО для малого бизнеса стала большим проектом длиной в полугодие

top-bn

Все стоящие проекты рождаются из фразы «Да это же нереально!». Иногда кажется, что идея классная, только вот воплотить ее в жизнь нет никакой возможности. Но руки опускать не нужно, ведь есть смысл постараться и реализовать ее, получив достойный и интересный результат.

Конкурс CEO4U проекта Unlimit Ukraine не стал исключением из этого правила. Около года назад в редакции Delo.UA кто-то из редакторов пошутил, мол, неплохо было бы украинским предпринимателям иногда нанимать для каких-то сложных задач руководителей крупных компаний. Шутка могла бы остаться шуткой, если бы в общении с дружественными редакции представителями малого и среднего бизнеса не появился подобный запрос. «А вот хорошо было бы взять на работу Дмитрия Шоломко из Google, сразу бы все «срослось», — приходило в голову предпринимателям.

Хорошо, когда идея, достойная воплощения в жизнь, приходит в голову не одному человеку. И хорошо, когда это случается с теми, кто может стать единомышленником. Так произошло и с CEO4U – кроме редакции, такая мысль зародилась и у Европейской бизнес-ассоциации, а также сотрудников и руководителей Phillip Morris Ukraine, где реализовался проект Unlimit Ukraine by the European Business Association and Philip Morris Ukraine, частью которого и стал конкурс.

Вызов первый: «схантить» СЕО

Вдохновителем его стал бывший глава компании Philip Morris Ukraine Артем Чернис. «Идея этого проекта появилась после воркшопа, который мы организовали в начале прошлого года. Я приехал в Украину в начале 2015 года, и меня поразило то, что происходило с волонтерством, с изменением ценностей общества. Мне показалось, что бизнес должен адаптироваться к тому, что происходит, и более активно в этом участвовать. Чтобы понять, хотят ли этого наши сотрудники и готовы ли они к этому, мы организовали воркшоп, на который пригласили 25 человек из разных функций, разных поколений, из разных подразделений. В результате трехдневного воркшопа команда предложила несколько проектов», — рассказал он историю появления Unlimit Ukraine. И команда Ekonomika+ (в состав которой входит Delo.UA), EBA и PMU дали старт этому безумному, казалось бы, начинанию.

В начале казалось, что найти 25 руководителей, которые согласились потратить несколько часов (или даже дней), чтобы проконсультировать, направить и помочь малому бизнесу найти правильный бизнес-путь, будет тяжело. Но у СЕО инициатива нашла большой отклик. И часто озвучиваемой причиной стало желание поделиться накопленным опытом, знаниями и связями, потому что именно «малыши» — это кровь экономики, а у крупного — благодаря масштабам, опыту и нетворкингу — есть что отдавать. «Я отдаю себе отчет в том, что ни одна компания в одиночку не способна изменить ситуацию в стране и отстроить экономику, которую заслуживает народ. Однако мы можем дать толчок и поддержать малый и средний бизнес, делясь своими знаниями и экспертизой. Мы все ценим тот факт, что малый и средний бизнес являются основой каждой экономики, но в большинстве случаев не оказываем им достаточно помощи, чтобы они могли занять свое место на рынке. Нам нужно создать надлежащую среду, в которой мы сможем учиться друг у друга и работать вместе на благо наших компаний и украинской экономики», — говорит один из менторов проекта, новый СЕО Phillip Morris Ukraine Михалис Александракис. Его поддерживают и другие, выделяя, в частности, составляющую популяризации менторства как бизнес-коучинга, бизнес-обучения.

«Желание развиваться — это моя личная ценность, ставшая частью нашей корпоративной культуры. Так что я всячески приветствую проекты, нацеленные на развитие. Мне повезло: я формировался в среде, где личное и профессиональное развитие всячески стимулировалось и поощрялось. Рядом всегда были коллеги, у которых можно было учиться и которые готовы были учить. У большинства собственников малого и среднего бизнеса часто нет наставников, они прокладывают свой путь по целине, причем буквально своими руками. Формат CEO4U — это бизнес-коучинг, на мой взгляд, это самый эффективный инструмент развития. Задача коуча не давать советы (к советам мы часто глухи), а задать правильные вопросы, побудить подопечного искать ответы и посмотреть на проблему с нового ракурса. Безусловно, ко многим ответам можно прийти самостоятельно, просто с коучем быстрее», — говорит партнер Deloitte Андрей Булах.

Вызов второй: составить пары

Одновременно и сложным, и простым оказался процесс выбора подопечных для СЕО. На конкурс подалось много предпринимателей – всего за время активного отбора через руки организаторов прошла почти сотня анкет. Кто-то указывал желаемого ментора, кто-то – нет, кто-то оставлял список из вопросов и очень тщательно подходил к проработке всех волнующих моментов. В своих установочных интервью менторы определяли портрет идеального предпринимателя и пожелания к своим ученикам. По сути, на основе этих запросов и строилось предложение. После выбора менти оставалось только лучше узнать – и представить читателям и ментору – участников конкурса, определив их главные боли.

Нельзя сказать, что трудностей не было – были и временные нестыковки, и некоторые сложности в общении (что ж, все мы люди, с кем не случается). Но проект по отзывам оказался безусловно затребованным. Многие участники CEO4U получили и подтверждение своих опасений или планов, и сделали «генеральную уборку» в голове, и даже предложение о сотрудничестве, как в случае предпринимателя Романа Баки из beHoney и его ментора Михаила Меркулова из Arricano Real Estate. Роману «достались» не только ценные советы по развитию бизнеса, но и возможность найти торговую площадку, а также заказчика – Arricano заказывает у него корпоративные сладкие подарки – брендированные баночки с медом.

Вызов третий: создать ценность

Во многом взаимодействие с менторами и менти строилось на экспериментах. Многие участники проекта спрашивали – а как происходят менторские сессии? Единого ответа на этот вопрос организаторы так и не нашли: кто-то встречался раз и на пару часов, кто-то посвящал менти весь день, а кто-то согласился на серию встреч. И хоть в рамках конкурса гарантировалась только одна встреча на пару часов, было приятно, что учителя и ученики нашли друг друга.

Впрочем, некоторую пользу для себя извлекли из проекта не только предприниматели, которым, безусловно, такое расширение бизнес-горизонтов пришлось кстати. Ценность извлекли и журналисты редакции, которые присутствовали на некоторых встречах и смогли поделиться советами менторов, и читатели, которые смогли почерпнуть какие-то полезности для себя. Не всем менторам публичность и освещение сессий в медиа пришлось по вкусу – кое-кто настаивал на встречах тет-а-тет, чтобы, как врач, понять причины болей предпринимателя-ученика и максимально помочь ему решить все сложные вопросы.

Полезность медиаподдержки не смогли не отметить и менти. «Мы благодарны всей команде конкурса за такую возможность и прекрасный проект. Более того, каждая наша встреча стала полезной не только нам, но и читателям портала, которые могли ознакомится с основными тезисами в статьях. Благо, у проекта целых 25 менторов и победителей. Мы сами с нетерпением ждем каждую новую статью о других ребятах и менторах, о их встречах, советах и выводах. В итоге получается, что выигрывают намного больше предпринимателей, и такой положительный эффект от проекта не может не вдохновлять молодых людей начинать создавать новые бизнесы в Украине», — поделились наблюдениями создатели бренда Woolcrafts.

Вызов главный: внедрение экосистемы менторства

Немного жаль подводить черту под этим этапом, но ведь когда что-то кончается, что-то другое начинается, верно? За полгода команда организаторов срослась с участниками, их радостями и открытиями, их ценностями и достижениями. Конкурс закончился, но его посыл будет циркулировать долго, и лучшими его послами станут конкурсанты.

Жаль, что менторство в Украине недооценено, ведь его безусловно стоит развивать. Для многих менти само понятие менторства было известным лишь понаслышке, и после сессий делились новыми впечатлениями от нового опыта. Главным комплиментом стало то, что предприниматели готовы делиться этими знаниями и с другими, а это значит, что экосистема CEO4U будет расти и развиваться.

«Менторы часто вам говорят то, что в этот момент нужно. В предпринимательстве имеет место и позитив, и негатив, и все зависит от того, с какой точки оценивать. Можно обладать большим количеством нереализованных идей, но в конечном итоге есть одна или две вещи, на которых нужно сосредоточиться. И он помогает это делать», — делится своим взглядом Вена Белева, СЕО Репризы. Этот тезис — отличная иллюстрация к пословице «одна голова хорошо, а две лучше», и хорошо, когда в роли второй головы — ментор, с опытом и лайфхаками, готовый поддержать, направить и выслушать.