Предпринимателям стоит развивать сразу несколько направлений бизнеса — глава DuPont Pioneer

Posted on

Директор DuPont Pioneer Украина Елена Дунина рассказала чему малому бизнесу стоит поучится у крупного и почему очень важно все планировать наперед

Елена Дунина

DuPont Pioneer — ведущий мировой разработчик и поставщик современных технологий в области генетики растений, который обеспечивает высококачественными семенами сельхозпроизводителей в более чем 90 странах мира. В этом году компании исполнилось 90 лет. Корпорация DuPont знаменита созданием пороха, нейлона, тефлона, а бизнес Pioneer был приобретен ею в 1999 году.

Елена Дунина, директор DuPont Pioneer Украина, начала свою карьеру в компании в 2012 г. и работала финансовым директором DuPont Pioneer в Украине и России, руководя финансами подразделения Восточная Европа. Елена уже более 15 лет работает на высших должностях в управлении экономикой и финансами, в том числе ранее в должности генерального и финансового директора компании ДП «АВТО Интернешнл». Также работала в отделе маркетинга в АНТК «Антонов».

Почему вы готовы вкладывать свое время и свою экспертизу в проект CEO4U?

Мы все когда-то начинали — я, мои друзья, каждый человек. Те предприниматели, представители малого, среднего бизнеса, кто участвует в этом проекте, — это люди, которые хотят идти вперед, и не останавливаются на достигнутом. И если это кому-то поможет, я буду очень рада.

Участников сложно назвать совсем новичками, одним из критериев отбора был возраст компании — от года. Ведь 3-5 месяцев — это обычный срок жизни украинского стартапа.

Такая тенденция не только у нас в стране. Вероятность успеха составляет приблизительно 1:5 даже в такой благополучной стране, как Соединенные Штаты Америки. Из пяти новых бизнесов только один жизнеспособен, четыре разваливаются. Я поняла, что секрет малого и среднего бизнеса США, — жизнестойкость и оптимизм американцев. Многие из тех, чей бизнес развалился, берут второй, третий заем и снова идут вперед.

У нас, к сожалению, эта статистика — 1:100. Но сейчас о другом. У вас уже есть опыт менторства?

Да, как в роли учителя, так и в роли ученика. Обе роли весьма комфортны. Я считаю, что подобные проекты — это, скорее, сотрудничество, взаимный обмен, когда не только ментор чем-то делится, но и ученик дает обратную связь.

Чему вас научил этот опыт с обеих сторон?

Тому, что это — сотрудничество, взаимный обмен, взаимное обогащение. Менти и ментор не обязательно должны работать вместе или в одной отрасли, и могут быть из непересекающихся сфер. Ментор способен дать более свежий взгляд.

Для ментора же общение с менти — толчок. Это живая дискуссия, в ней вырабатывается дальнейшая стратегия, определяются методы достижения целей, решения бизнес-задач.

Чему крупный бизнес может научить малый и средний? У вас разный горизонт планирования, разная ресурсная база, разные задачи и возможности. Единственное общее у крупного и малого бизнеса — стремление заработать денег.

Да, цель любого бизнеса состоит в том, чтобы росла ценность компании. Тем не менее, есть одна общая черта: любой крупный бизнес начинался с малого. Практически ни один бизнес не становился сразу крупным.

Но я всегда сравниваю крупный бизнес с большим кораблем, а маленький — с лодочкой. Лодочка может быстрее поменять направление, она более гибкая, мобильная. Крупный бизнес, как корабль: переориентация занимает время. Вместе с тем, если говорить о минусах-плюсах, когда (не дай Бог) шторм, то у лодочки больше рисков не выбраться из него. Именно поэтому вероятность крушения малого бизнеса выше, чем вероятность выживания. Крупный бизнес способен противостоять шторму. Поэтому он способен научить малый тому, как выживать в шторм и как минимизировать риски банкротства. А в свою очередь малый, средний бизнес в результате такого проекта может дать глоток свежего воздуха, научить быть более гибким. Пусть корабль большой и не превратится в лодочку, но все-таки — никогда не говори никогда.

Как вы видите адаптацию методов и моделей, которые использует крупный бизнес, для малых?

Елена ДунинаНа самом деле, они очень схожи. Но я думаю, малый бизнес вообще не нуждается в некоторых моделях, используемых крупным. С другой стороны, практически каждый представитель малого бизнеса, как минимум, ставит цель развиться пусть не в крупный, но хотя бы в средний. И если в малом бизнесе предприниматель одновременно может быть и руководителем, и продавцом, и производителем каких-то услуг, то в среднем бизнесе руководитель должен от этого отойти. Он может оставаться играющим тренером, но тем не менее у него уже вырастает команда, становится больше подчиненных. И нужно понимать, как организовать эти процессы с максимальной эффективностью, чтобы сохранить заинтересованность людей, когда появляется наемный персонал, важно дать мотивацию, понять доминанты. Ведь не секрет, что не все состоит в материальной составляющей.

Поэтому я думаю, что в процессе обсуждения будет понятнее, какие методы могут быть полезными и мы вместе будем обсуждать, как их применять.

Как вы думаете, почему так важно развивать малый и средний бизнес?

Статистика говорит о том, что доля малого среднего бизнеса в развитых экономиках составляет 50-70%, равно как и занятость в нем населения. С ним напрямую связаны и формирование среднего класса, и покупательской способности населения. Мы, украинцы, как и большинство народов других стран, в первую очередь можем надеяться на самих себя. Да, мы платим налоги государству, мы вносим свой трудовой вклад, мы понимаем, что выход экономики на следующий этап, в большой степени, в наших руках.

Любому малому и среднему бизнесу нужно стремиться стать крупным?

Не обязательно. В нашей стране и в теперешних условиях расширение бизнеса, на первый взгляд, способно увеличить хотя бы объем прибыли в абсолютных размерах, даже если не в процентах. Вместе с тем, тут важно все просчитать. Я большую часть времени посвящаю планированию и прогнозированию и очень люблю эту часть работы, потому что отчет, аналитика — это просто, а прогнозирование — самый challenging этап, самый захватывающий. Оглядываясь назад, могу сказать, что точность планирования в 100% может быть только случайной и даже в благополучных условиях маловероятна. Вопрос качественного планирования — это вопрос только отклонения от плана.

Если дополнительные инвестиции, затраты оправданы, то, возможно, имеет смысл развиваться. Вместе с тем, малый и средний бизнес способны выживать в более стабильном законодательном и макроэкономическое поле, потому что быстрее переориентируется на покупателя. Видимо, стоит развиваться от малого к среднему бизнесу, а развиваться ли к крупному — это вопрос, нужно взвесить все «за» и «против», потому что возникают новые трудности.

Я бы диверсифицировала риски. Возможно, если появляются дополнительные средства, инвестиции, то лучше развивать второе, третье направление, они могут либо дополнять друг друга, либо нет. И уже на третьей-четвертой фазе решала бы следующую задачу — развивать ли какое-то направление в крупный бизнес. Я бы шла так, оглядываясь на реалии теперешней нашей экономики и понимая, что в краткосрочной перспективе чуда не произойдет.

По каким критериям вы будете отбирать своего предпринимателя?

Первое, что приходит на ум — трудолюбие. И великие мира сего высказывались, что секрет любого успеха — это 90% трудолюбие и только 10% таланта. Поэтому я думаю, что трудолюбие здесь важнее всего.

Но этот критерий сложно оценить по анкете…

Согласна. Мне тоже кажется, что практически всем участникам проекта присуще трудолюбие и еще смелость. Потому что нужно быть смелым, чтобы иметь свое дело в нашей стране. Буду смотреть по списку участников, возможно, прислушиваться к внутреннему голосу, который, надеюсь, подскажет, что человек действительно вложил много труда. Хочется поддержать таких людей, чтобы эти вложения оказались оправданными.

Имеет ли значение отрасль, особенности продукта, это продукт или это услуга?

Сейчас я работаю в аграрной сфере и смогу помочь в ней или смежной области. Но я никаким образом не хочу ограничивать круг участников, потому что, как я уже говорила, это могут быть и сервисные предприятия. Я как мама, как женщина на бытовом уровне выступаю как клиентка в каких-то отраслях, возможно, эта синергия начинающего предпринимателя и клиентки или потенциальной клиентки, заказчика с деловым, управленческим опытом, который удалось получить в течении моей жизни, может быть полезна. Но я не хотела бы заранее сужать выбор.

Вы сейчас в аграрном секторе, раньше работали в машиностроении, самолетостроении. Как вам удался переход из одного в другое?

Елена ДунинаВидимо, потому, что я инженер-экономист по образованию. Мне интересны проекты — планирование, создание проектов, внедрение их в жизнь, причем, в разных отраслях. Так совпало, я присоединилась к программе британского университета МNBA и произошло определенное переосмысление. У нас в Украине аграрная отрасль — одна из сильных. У мультинациональной корпорации «DuPont Pioneer» не краткосрочный проект, а устойчивое, долгосрочное присутствие на рынке, достойный продукт, мы создаем рабочие места в Украине, у нас есть и производство — завод в Полтавской области. Это очень захватывает, тем более, что Украина среди приоритетных стран в аграрном секторе как для нашей корпорации, так и в других. И я чувствую себя очень органично.

Чем, кроме своей собственной экспертизы, вы готовы поделиться с участниками?

Я не хотела бы ограничивать — экспертиза, оценка. Если возникнет такая необходимость, то готова еще пересекаться, если будет потребность в каком-то моем интеллектуальном или чисто человеческом участии, ведь не обязательно ограничиваться экспертизой или одним общением.

А готовы ли вы учредить что-то для того, кто вас поразит, лично от себя или от компании, что-то — что угодно — от какого-то гранта до какой-то системной поддержки, например, на год? Не обязательно финансовой, возможно контактами?

В начале проекта сложно сказать, это просто теоретические рассуждения, а когда мы уже будем в проекте, появится более практическое понимание. Возможно, я, как частное лицо, смогу стать клиенткой или порекомендовать продукцию этого предпринимателя, этого направления своим друзьям, членам семьи. Возможно, смогу быть интегрирована в среду бизнес-контактов, и это может быть полезным для продвижения услуг. Все может быть, заранее ограничиваться точно не будем.