Карты, менти и поддержка: чему научил Discovery Map CEO Phillip Morris

Posted on

Для руководителя «Филип Моррис Украина» встреча с менти стала подтверждением упорства и энергичности украинских предпринимателей, а для его подопечных – своевременной «генеральной уборкой» в планах и стремлениях

DSC_8955

История встречи Discovery Map и генерального директора «Филип Моррис Украина» Михалиса Александракиса – отдельная веха в истории конкурса CEO4U проекта Unlimit Ukraine. Когда конкурс только начинался, компанией руководил Артем Чернис, и изначально команда искала подопечного предпринимателя именно для него. И после смены СЕО для команды конкурса оказалось непростой задачей найти нового, интересного менти для Михалиса – с уклоном в сбыт на внешних рынках. Да и нужно было немного познакомиться и с самим ментором.

Михалис пришел в Philip Morris International в 1999 году на должность генерального директора компании Papastratos в Румынии (Papastratos — греческий филиал Philip Morris). За более чем 17 лет работы в PMI он занимал руководящие позиции в подразделениях PMI в СНГ, Балканском регионе, Греции, Ближнем Востоке, Африке и странах Индийского субконтинента. Предыдущие 5 лет он провел в Рияде (Саудовская Аравия), где отвечал за развитие брендов Philip Morris International в Саудовской Аравии и Кувейте. Неудивительно, что ему, как ментору, более всего хотелось поделиться с менти опытом работы на других рынках.

Международные рынки были одним из критериев отбора подопечных в конкурсе для менти Михалиса, и ими в итоге стали производители скретч-карт. Основательниц проекта Ольгу Грищук и Лилию Ковальчук объединила именно любовь к путешествиям, а ниша подобных карт оказалась незаполненной. Так в 2014 году появился совместный проект Discovery Map. А поскольку девушки постоянно в поиске путей совершенствования своих профессиональных умений, навыков, часто приходится принимать решения вслепую. В такие минуты очень хочется услышать «вдохновляющее и поучительное» слово. Именно за такими словами от ментора Discovery Map и пришли в конкурс CEO4U проекта Unlimit Ukraine. Спустя некоторое время после менторской сессии мы спросили и у предпринимателей, и у ментора об их впечатлениях о взаимодействии, и узнали, что это не последняя их встреча. И, как говорится, далі буде:)

DSC_8944Михалис Александракис, Phillip Morris Ukraine:

Какие вы видите отличия, когда общаетесь с малым, и когда с крупным бизнесом?

На сегодняшний день коммуникации затруднены, и не важно, работаешь ты в малом или крупном бизнесе. В крупных корпорациях, как наша, одновременно происходит много разных процессов и в каждом из них мы обязаны соблюдать определенные процедуры и структурированный подход. Это, как вы можете себе представить, создает некоторые сложности и замедляет работу, в отличие от небольшой компании, где решения зачастую принимает один человек. Мне кажется, что крупные корпорации  гораздо «медленнее» малого бизнеса, несмотря на свои экспертизу и опыт, долго принимают те или иные решения. Однако эти решения основаны на глубоком анализе разных точек зрения. Таким образом, крупный бизнес имеет меньшую скорость развития, но он более устойчивый. Малый бизнес, наоборот, способен быстро набрать обороты, но при этом он не такой устойчивый. Это как сравнить крупногабаритный грузовой поезд и элегантный спортивный автомобиль.

Малый бизнес как спортивный автомобиль, — гибкий, подвижный, готовый адаптироваться к изменениям на рынке. Такое состояние для крупного бизнеса является гораздо более сложной задачей из-за огромного количества людей и взаимосвязанных процессов. Но именно сотрудничество международной компании, такой как наша, с малым бизнес, делает ее гибче и гибче.

Стратегические или прикладные задачи ставили перед собой ваши подопечные?

Мои менти только начинают свой бизнес-путь и закономерно, что их интересует все – от стратегии бизнеса в целом до более мелких организационных процессов. Например, как противостоять нечестной конкуренции на рынке, как защитить свои авторские права, как привлечь инвестиции и какие инструменты использовать для продвижения и рекламы своих товаров на зарубежных рынках.

Как вам кажется, чего не хватает украинским предпринимателям?

Многие небольшие компании начинают бизнес, имея за плечами только идею или первую партию продуктов, а также много амбиций и энтузиазма, без чего, безусловно, невозможно стартовать. Но у них зачастую нет четкого видения развития и плана действий. Во многих случаях у «партнеров» по бизнесу отсутствует четкое разграничение функциональных обязанностей и сфер ответственности. Не уверен, есть ли у них какая-либо поддержка со стороны банков или госорганов.

Я работаю в «Филип Моррис» с 1999 года, но до этого успел поработать в разных отраслях, включая несколько стартапов. Поэтому я знаю, что начинать свое дело всегда нелегко. Важно на начальном этапе разработать тщательный и слаженный бизнес-план, спрогнозировать свою деятельность хотя бы на год вперед. И конечно, – иметь поддержку в лице своего партнера, своей команды. Люди, с которыми вы работаете – ключевой фактор успеха.

Что полезного вы почерпнули для себя при общении с МСБ?

Несмотря на недостаточные знания бизнеса, что является слабой стороной МСБ, их сила — предпринимательский дух, почти не имеющий аналогов в крупной корпорации. Вы можете изучить технические детали. Но вы не можете «научиться» быть предпринимателем.

Что необходимо сделать, чтоб в нашей стране было больше успешных предпринимателей?

Предприниматели в Украине продолжают делать большую работу социального значения, помогая нуждающимся, помогая украинской армии. Это растущая тенденция, и я уверен, что успешным предпринимателям важно не только денежное вознаграждение. Это то, что отличает их от остальных. Но, как я ранее сказал, блестящей идеи недостаточно, нужна поддержка и благоприятная деловая среда, которая способствует развитию предпринимательства, инновационных идей и стартапов.

ACH_9017Discovery Map:

Какие полезные инсайты вы получили в проекте?

Нам очень повезло с ментором. Сейчас Михалис Александракис управляет крупным бизнесом. А до этого он запустил несколько стартапов. После встречи у нас было ощущение, как после генеральной уборки в голове. Мысли структурировались и стали на свои места.

Нас удивило, как ментор, выслушав наш короткий рассказ о бизнесе, смог точно сказать, на чем нам нужно сконцентрировать внимание. Мы пришли к тому, что нам нужно подвести некий итог нашего развития и четко сформулировать сильные стороны, на которых мы будем выстраивать наше позиционирование в будущем. Одна из наших проблем — неопытность в построении бизнес-моделей и небольшие ресурсы при старте. Работая над расширением ассортимента, наращиванием каналов продаж, продвижения и пр. мы не справлялись с организацией оценки результатов.

Есть ли уже какой-то результат в вашем бизнесе? Расскажите об изменениях подробно.

Наша встреча произошла в нужный момент. У нас как раз стоял острый вопрос о дальнейшей глобальной стратегии нашей компании, и мы были на пути подведения итогов. Мы подвели итог нашей деятельности за последние полгода. Проанализировали, какие каналы продаж и продвижения для нас эффективны, а от каких можно полностью или частично отказаться и сконцентрировать свое внимание на более прибыльных каналах.

Переосмыслили ли вы свои задачи после встречи с ментором?

В данный момент мы формируем стратегию развития бизнеса с учетом инсайтов, вынесенных из встречи.

Какой опыт вы хотели бы позаимствовать у крупного бизнеса?

Для любого бизнеса самое главное, по нашему мнению, — это команда. Как говорит Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому»: «Сначала кто, а потом что».  Очень бы хотелось перенять опыт построения сильной команды, которая относится к бизнесу, как к собственному и работает на результат. Как правильно мотивировать команду к этому?

Также нам был бы очень интересным опыт по структурированию процессов от руководителя большой компании и по механизмам управления этими процессами. Например, построение правильной организационной структуры, распределение обязанностей, программное обеспечение.

Интересуют и советы от руководителя крупной корпорации по построению эффективной команды малого бизнеса: правильное распределение обязанностей и эффективность при небольшом коллективе.

Какие советы вы можете дать другим предпринимателям?

Обязательно открывать свой бизнес, пробовать, учиться и никогда не опускать руки! Это хороший опыт.