Чему Тарас Лукачук научил производителя здоровых снэков

Posted on

Менторская сессия вдохновила Анну Горбенко пересмотреть свои взгляды на поиск новых кадров. Предприниматель поделилась полученными инсайтами и с читателями delo.UA

SONY DSC

Уже несколько лет подряд Тарас Лукачук остается на топовых позициях в рейтингах лучших управленцев страны. В компании Jacobs Douwe Egberts он возглавляет регион EEMEA (Восточная Европа, Центральная Азия, Ближний Восток и Африкa). Впрочем, этот менеджер выделил несколько часов своего времени для того, чтобы стать ментором в конкурсе CEO4U проекта Unlimit Ukraine. Просто, как говорит Тарас, в его жизни есть время для «социальной работы», и такая деятельность – это его часть.

Его менти стала Анна Горбенко. Она пришла к необходимости создания собственной марки здоровых снеков, столкнувшись с непереносимостью глютена. Так возникла Healthy Tradition — молодая инновационная компания на ринке здорового и диетического питания (перекусов). Healthy Tradition специализируется на производстве натуральных снеков без глютена, сахара и консервантов. Сейчас это социально ориентированный бизнес с присутствием у крупных ритейлеров. В конкурс CEO4U проекта Unlimit Ukraine Анна пришла сознательно, имея за плечами как опыт менторства, так и менти. Мы попросили Анну и Тараса поделиться своим опытом, приобретенным после взаимодействия, ведь менторство – это всегда взаимное обогащение.

IMG_8537Тарас Лукачук, Jacobs Douwe Egberts

Какие вы видите различия, когда общаетесь с малым, и когда с крупным бизнесом?

У малого бизнеса больше » вязи с реальностью», больше драйва и искренней мотивации, однако из-за отсутствия ресурсов значительно меньше способности инвестировать в проекты и принимать решения, которые дадут отдачу в долгосрочной перспективе.

Стратегические или прикладные задачи ставила перед собой ваша подопечная?

На самом деле много вопросов, таких как формирование управленческой команды и долгосрочной компенсационной политики для привлечения и удержания ключевых людей, были достаточно стратегическими. Однако по причинам, указанным мной в предыдущем вопросе, дискуссия вынужденно была связана с прикладным контекстом.

Как вам кажется, чего не хватает украинским предпринимателям?

Опыта и доступа к конкурентному рынку капитала, как долгового, так и акционерного. Отсутствие положительной динамики в экономической среде Украины тоже не помогает.

Что полезного вы получили при общении с малым бизнесом?

Возможность получить альтернативный взгляд на определенные деловые вопросы. Также много положительной энергии от человека, который настроен на успех. Был приятно удивлен уровнем понимания бизнеса.

Что необходимо сделать, чтобы в нашей стране было больше успешных предпринимателей?

Изменить фокус государства на развитие малого и среднего бизнеса, для этого максимально упростить законодательство для ведения бизнеса малыми и средними предприятиями.

Успешные примеры/success stories также помогут другим принять решение.

Каким было самое яркое впечатление от проекта?

На самом деле лучшим подтверждением положительного впечатления от проекта стало то, что я стал постоянным потребителем продукции Healthy Tradition, с владелицей которого я общался.

SONY DSC

Анна Горбенко, Healthy Tradition

Какие полезные инсайты вы получили в проекте?

Мне было интересно посоветоваться с Тарасом Лукачуком по тем вопросам, где мне и нашей команде не хватало опыта.  Он дал практические рекомендации и во многом поддержал мои мысли, что придало мне уверенности в своих действиях и в корректности собственной оценки ситуации. Это очень важно для меня, так как позволяет действовать быстрее, тверже, без сомнений.

А темой нашего разговора с Тарасом стал персонал: привлечение в команду правильных людей и их мотивация. Мне нравится стабильность работы компании, которой руководит Тарас и меня восхищает его собственный 20-летний опыт роста в этой компании, поэтому его взгляды на эту тему и советы были для меня очень ценными.

Тарас поделился личными инсайтами, как привлекать новых людей в нашу команду и какими они должны быть для молодого быстрорастущего бизнеса, некоторые тонкости работы с такими людьми. Я ушла со встречи обогащенной этой информацией и пообещала себе поскорее проделать свою личную работу, которая очень важна при поиске людей —  это описание и донесение в интернет-пространстве нашей философии, ценностей и подходов к работе, чтобы «наши» люди смогли сами нас находить по этим критериям.

Есть ли уже какой-то результат в вашем бизнесе? Расскажите об изменениях подробно.

С нашей встречи прошло не так много времени, чтобы сегодня говорить о видимых результатах в области работы с персоналом. Тем не менее, некоторые текущие вопросы, которые было возможно проработать сразу же – уже мной проработаны.

Например, Тарас обратил внимание на то, что в одном из магазинов, где мы продаемся, он не мог 2 раза подряд найти некоторые позиции нашей продукции. Мы отреагировали мгновенно – проанализировали вместе с нашей командой и командой клиента, почему могло так произойти, отработали несколько версий, в результате чего увеличилось количество мест в магазине, где представлен продукт. А со своей стороны мы утвердили еженедельный график поездок торгового представителя по всем крупным точкам, где мы представлены, чтобы быстрее выявлять такие ситуации и быстрее на них реагировать. Важно, что мы включили туда даже самые лучшие магазины, которые самостоятельно следили за ассортиментом на полке и уровнем продаж. Мы поняли, что все может очень быстро измениться в любой момент не в нашу пользу из-за новых кадров у клиента, новой политики руководства или других ситуаций, которые нужно постоянно отслеживать.

Еще один момент, где была такая же быстрая реакция с нашей стороны – это размер лого на упаковке. Тарас посоветовал его увеличить, поскольку наша стратегия развития предполагает фокус на бренде. Здесь не нужно было долго ждать, поскольку именно в этот момент мы писали новое ТЗ нашему дизайнеру упаковки, и в нем уделили особое внимание размеру и расположению логотипа. Новая упаковка пока в разработке, так что результаты все вместе оценим позже.

Переосмыслили ли вы свои задачи после встречи с ментором?

Мы постарались сконцентрировать внимание на одной задаче и разобрать ее детально, чтобы не говорить по верхам, а получить за маленький промежуток времени как можно больше пользы. Я думаю, нам это удалось. Это была встреча, которая придала мне уверенности в себе, ответила на те конкретные вопросы, которые я задала на встрече.

Какой опыт вы хотели бы позаимствовать у крупного бизнеса?

Опыт можно получить от людей, у которых что-то получается особенно хорошо, которые много лет сталкивались с решением определенных задач и наработали много практических знаний. Большой бизнес предполагает, что он работает большой промежуток времени на рынке, поэтому люди, проработавшие в нем достаточно долго, видели много успешных и не успешных решений и их последствия. Привлекая таких людей к работе с нашей компанией любым способом, мы сможем быстрее и качественней найти решение наших операционных задач, которых у нас много.

Какие советы вы можете дать другим предпринимателям?

Если кратко, то я бы порекомендовала предпринимателям расширять свое мышление и действия в области сотрудничества, во всех его вариантах: партнерство, привлечение консультантов, расширение команды, сотрудничество с клиентами и поставщиками. На раннем этапе развития компании очень мало ресурсов и приходится все делать самостоятельно. Это сильно ограничивает развитие бизнеса. Количество операционных задач в малом бизнесе зашкаливает, и собственник тратит очень много времени на поиск правильных решений во всех областях бизнеса. Сотрудничество с другими людьми, которые хорошо разбираются в том или ином операционном вопросе, способно высвободить временной ресурс собственника и сфокусировать его внимание на развитии.

Могу тезисно поделиться десятью мыслями в области персонала, которые мы обсудили с ментором, возможно, они будут полезны молодым предпринимателям.

  1. Важно иметь человека, правую руку руководителя, который всегда находится на месте производства и владеет всей информацией.
  2. На ключевых позициях в компании должны быть носители культуры и ценностей собственников.
  3. Люди с опытом работы от 3-х лет в крупных компаниях слабо подходят малому бизнесу из-за разных подходов к работе. Нужны люди с большим внутренним потенциалом развития, с незашоренным взглядом, готовые расти вместе с компанией. Для них больше важна свобода реализации, а не стабильные правила игры.
  4. Руководитель не сможет сделать счастливыми всех, кого он нанимает на работу.
  5. Важно управлять ожиданиями сотрудников – это означает выполнять обещанное и не обещать то, что сложно исполнить.
  6. Молодые специалисты очень сильно обращают внимание на ценности компании, им интересно работать в компаниях, которые делают «правильные» вещи.
  7. Подготовка практических кейсов с описанием сложных ситуаций может помочь при отборе новых сотрудников.
  8. Сотрудники учатся путем совместной работы с руководителем, нужно уделять этому обучению достаточно внимания.
  9. Важно построить механизм получения обратной связи от каждого сотрудника, давать им возможность выговориться и почувствовать собственную значимость и влияние на результат.
  10. В части поощрения сотрудников имеет смысл озвучить свои намерения и формулу работы наперед (например, на год работы), чтобы люди понимали правила и результат своей работы. Поощрять людей по факту, неожиданно для них, не так ценно.

Расскажите немного о своих впечатлениях от конкурса ceo4u и проекта Unlimit Ukraine.

Проект хороший, у него прекрасные цели: рассказать об интересных маленьких бизнесах, дать им рекомендации и идеи для развития, поделиться опытом с теми, кто в нем нуждается. Это своего рода поддержка для участников-предпринимателей. Также статьи, которые выходят в результате встреч, вдохновляют тех, кто только собирается открыть свое дело. Благодаря проекту я не только получила интересующие меня рекомендации от ментора, но и узнала о существовании многих замечательных маленьких бизнесов и их создателей.